г. Москва, Тверской бульвар, д. 26 бесплатная парковка

«Retour d'Égypte – Возвращение из Египта»

«Искусство древних греков, египтян, великих художников, живших в другое время, это не искусство прошлого; возможно, сейчас их творения еще более живые, чем когда-либо» – Пабло Пикассо


Конец XVIII – начало XIX вв. для европейского и русского искусства прошли под эгидой египтомании. Тайна вечной мудрости Древнего Египта возбуждала сознание великих художников. Наиболее восприимчивыми к египетским формам искусства и идеологии оказались архитектура, скульптура декоративная пластика.

На рубеже веков, этот стиль получил свое название – «египтизирующий» или «неоегипетский». Возникновение этого стиля вовсе не имело самопроизвольного характера – одно из главных и судьбоносных исторических событий положило начало увлечению этой древней культурой – это «египетская экспедиция», предпринятая Наполеоном I в период с 1798-1801 гг. По случаю отправления, Наполеон Бонапарт создал «Комиссию наук и искусств», которая собрала массу сведений о культуре Древнего Египта и, с помощью которой, на территорию Европы было вывезено огромное количество исторических и культурных памятников. Так, открыв для себя новую художественную вселенную, Франция выразила исчерпывающий для себя фразеологизм – «Retour d'Égypte», что в переводе с французского означает – «Возвращение из Египта». Обращение к египетской тематике в оформлении интерьера свидетельствовало о роскошном вкусе и современности хозяев.


Возвращение из Египта 1

Фото с сайта richardreddingantiques.com
(Paris. Collection Gustave Duval)


Строгие линии, масштаб идей и возводимых зданий Древнего Египта, подобно ордерной базе, стали устойчивым и органичным основанием для создания стиля ампир. Что как не величественные и строгие лики египетских богов и фараонов, изображавших безвременную власть и мощь, отвечали идеям высокого стиля ампир. Интеграция идейной и стилистической составляющей двух разных культур ознаменовала зачатие поистине значимого для истории человечества художественного направления.

Возвращение из Египта 2

Фото с сайта sothebys.com


Однако эпоха рубежей XVIII-XIX вв. не первая в истории, когда язык египетского искусства проникает и ассимилируется с европейским.

Примерно в 5 в до н.э. связь двух выдающихся правителей Юлия Цезаря и царицы Клеопатры положила начало сотворчеству двух культур – Древней Римской Империи и эллинистического Египта. Монументальные и триумфальные формы древнеримского искусства оказались восприимчивы к мистической и не менее могущественной египетской цивилизации.


Возвращение из Египта 3

Фото с сайта galerieperrin.com 


Римляне возводили сооружения, искусно стилизуя их под пирамиды (Пирамида Цестия), использовали орнаментальную основу древнеегипетской живописи в своих настенных росписях и мозаиках.

Вместе с такими активными преобразованиями в области искусства, римляне также трансформировали свои религиозные культы: известно, что в I в до н.э. в римских районах были возведены храмы божеству Серапису, окружённые обелисками и статуями, вывезенными из Египта. Божественная природа Сераписа заключала в себя бессмертие Осириса и плодородие Вакха и сопровождалась определенными атрибутами.

В первом веке н.э. таинственная мелодраматичная история о римском юноше Антиное, служившего у императора Адриана и являвшегося его фаворитом, привела к появлению одного из наиболее ярких символов синкретизма римской и египетской культур.

Юноша, погибший в Ниле, при загадочных обстоятельствах, был обожествлен императором Адрианом, построившим город Антинополь, и стал символом вечной молодости, красоты, возвышенного природного эротизма и меланхолии. В нем слились черты божественного Осириса и Вакха, освободивших мир от страха перед запредельным.  Во II веке н.э. сложился один из многочисленных, но наиболее харизматичных канонов изображения Антиноя. Этот иконографический тип берет начало из статуи Антиноя в виде Осириса, обнаруженной на вилле Адриана в Тиволи в XVIII веке. Находка поразила итальянцев белоснежностью мрамора, тончайшей проработкой лика и искусным созвучием Рима и Египта.


Возвращение из Египта 4

Статуя Антиноя-Осириса, II в.
Григорианский музей, Ватикан
Фото с сайта elisarion.ch.


Волнительное сочетание чувственности и бессмертного величия в одном образе впечатлило европейских художников рубежа XVIII-XIX вв. Голова Антиноя увенчана древнеегипетским головным убором (клафт или немес), на бедрах передник (схенти) в виде неширокой ткани, закрепленный поясом на талии – очевидные древнеегипетские атрибуты царской власти. Вместе с тем, строго фронтальная поза Антиноя-Осириса – влияние египетской традиции изображения, а тонкие, индивидуальные, мягкие черты лица и относительно свободная постановка фигуры отвечают римским изобразительным канонам.

Итальянские мастера XVIII века стали активно создавать скульптуры Антиноя в облике бога Осириса, вдохновляясь оригиналом II века, а подчас создавали высококачественные, с художественной точки зрения, копии. Российское культурное общество так же не осталось равнодушным к этому удивительному образу обожествленного Антиноя. В конце XVIII века, российский граф Н.П. Шереметьев, высоко ценивший эталонную красоту итальянской скульптуры, приобрел для своего «увеселительного дома» в Останкино четырех «идолов темного мрамора». Скульптурные изображения были выполнены из серого мрамора бардильо (bardiglio di Carrara) и полностью повторяли сложившуюся иконографию Антиноя в образе Осириса.

В процессе художественного оформления Останкино лучшими творениями живописцев, граверов, скульпторов, мебельщиков и других мастеров, Н.П. Шереметьев ориентировался на Гатчину и, особенно, на Павловский дворец. Белый зал смежный с Тронной Павла I в Гатчинском дворце был украшен черно-мраморной статуей, демонстрировавшей необыкновенное сходство с останкинскими «идолами». Эффектное выделение черного мрамора на фоне белоснежной стены зала безусловно производило особенное впечатление.  

Государственный музей Эрмитаж в разделе европейского изобразительного искусства, также хранит мраморные статуи Антиноев, что в очередной раз подтверждает их музейное, историческое и художественное значение.

Галерея «Турандот Антик», располагая богатой коллекцией антиквариата, представляет парные мраморные статуи знаменитого иконографического типа Антиноев в образе Осириса. Статуи, запечатлевшие влияние истории на искусство и переосмысление роскоши в XVIII веке, послужат олицетворением той эпохи. Благородство серого мрамора, художественная лаконичность и глубина образа, не лишенная чувственности и живости, станет стильным и безупречным решением в интерьере.


Возвращение из Египта 5

Коллекция галереи «Турандот Антик»

 


na