Меню

История коллекционирования

Люди увлекались собиранием красивых и диковинных предметов с древних времен. Некоторые современные ученые даже считают коллекционирование одним из основных рефлексов человека, и видят в нем немаловажный фактор развития человеческого общества. Коллекционирование, как процесс систематизации окружающего мира, начало проявляться уже в государствах древнего Востока, в Древней Греции и Риме. В Римской империи устраивались аукционы, на которых продавались произведения искусства и военные трофеи.
  

юнона

«Юнона Людовизи». Коллекция галереи «Турандот Антик»

 

В Средние века коллекционирования в привычном нам смысле не было. Предметы искусства служили в основном религиозным целям, и в средневековой Европе главными хранителями и собирателями произведений искусства была церковь.

В 15 же веке не только правители ренессансной Италии во главе с семейством Медичи, но и французские и бургундские дворяне осознавали необходимость покровительствовать искусствам. Первые шаги к созданию коллекции, для которой специально приобретают предметы, были сделаны именно во Франции и Бургундии. До наших дней дошли описи имущества герцога Берри Иоанна Французского (1340-1416), составленные Робине д'Эстампом в 1416 году, причем, наряду с драгоценностями, утварью, мебелью и разными заморскими диковинами, в них значатся монеты, медали и резные камни античного происхождения, приобретавшихся, видимо, за большие деньги.

Среди сокровищ, перечисленных при описи, сделанной после смерти Лоренцо Медичи в 1492 году, наряду с полотнами Ван Эйка и Учелло были найдены рог единорога, предметы китайского фарфора и обширная коллекция старинных камней. При этом из всей коллекции наиболее ценным считался рог, он был оценен в 6000 флоринов против всего лишь 30 флоринов за картину Ван Эйка и 300 флоринов за три картины Учелло. В эпоху Абсолютизма (17-18 вв.) утвердилась традиция правителей устраивать Wunderkammern (кабинеты редких вещей) и кунсткамеры. 

В подобных коллекциях, можно было найти все: фарфор, камеи, драгоценности, научные инструменты, бюсты и статуи, антикварные часы, головные уборы древних народов, раковины, медали, оружие и многое другое.


Кабинет редкостей

Кабинет редкостей из коллекции галереи «Турандот Антик»

 

Самые знаменитые кунсткамеры находились в замке Амбраз в Тироле, в Мюнхенской резиденции, в Дрезденском дворе и на Градчанах в Праге. Все эти кунсткамеры были частями жилищ знатных вельмож. Например, в замке Амбраз хранилось снаряжение, которое носил король Франциск в битве при Павии и латы,в которых император Карл V совершал поход в Тунис. У Альбрехта V Баварского в собрании было до трех с половиной тысяч предметов, включая около восьмисот картин. Причем наравне с изображениями представителей знатных родов были портреты «замечательных» убийц. Кунсткамера, таким образом, представляла собой выставку, на которой географические, исторические, естественнонаучные, технические, курьезные и экзотические сведения того времени можно было получить на примере вещей и картин. 

Некоторые настолько увлекались коллекционированием, что совершали из-за него опрометчивые поступки. Так достоверно известно, что в 1767 году бирманский король начал войну против Сиама потому что позавидовал бесценной коллекции белых слонов сиамского короля и захотел заполучить её в личное пользование.

Коллекционирование в России

В России расцвет коллекционирования начинается в 18 веке, появляется множество универсальных и специализированных собраний, как частных, так и государственных (Петербургская кунсткамера, музей Академии художеств, коллекции Академии наук), отражающих эстетические приоритеты, развитие науки и культуры в стране. В 18 веке коллекционирование в стране прошло путь от модной забавы до серьезного увлечения, сопряженного с научными интересами коллекционера (Г.А. Демидов, Н.Б. Юсупов, Н.П. Румянцев). Создаются первые объединения коллекционеров, например, Румянцевский кружок объединял любителей и собирателей книг. В начале 19 века расширяется тематика коллекционирования, социальный состав коллекционеров: кроме дворянства в процесс вовлекаются представители купечества, духовенства, разночинцы. 

Коллекционирование становится заметным фактом культурной жизни страны, многие коллекции составляют основу для создания музеев (коллекция А.Д. Черткова - книжного собрания Исторического музея, коллекция Н.Н. Демидова - музея естественной истории Московского университета и т.д.) В 20 в. коллекционирование продолжает активно развиваться, расширяются его виды и тематика. 

Во все времена коллекционирование вносило вклад в культурную жизнь государства. Возможно, многие современные частные коллекции пополнят собрания существующих музеев и лягут в основу новых.