Меню

«Охотничьи трофеи»

Традиция собирать охотничьи трофеи очень древняя – вероятно, ненамного моложе всей человеческой цивилизации. Ещё пещерные люди стремились как-то запечатлеть свои охотничьи удачи, оставить память об охотничьих подвигах – недаром самые ранние в истории художественные изображения часто отражают именно процесс охоты и тех животных, которые служили дичью вдохновенным первобытным художникам. Таковы рисунки в пещерах Альтамира, Ласко, Труа-Фрер, в недавно обнаруженной индонезийской Леянг-Тедонг.

Однако более привычный облик охотничьих трофеев, как и каноны их коллекционирования, формируются намного позже.


Собрание галереи Турандот Антик.jpg

Украшение настенное «Голова оленя», Германия, начало XVIII века
Собрание галереи «Турандот Антик»

 

Охота становится дворянской привилегией в средневековой Европе. Наибольшую популярность приобретает парфорсная охота – с собаками, – на кабана и оленя, которому даруют название «олень благородный» потому, что лишь благородному сословию дозволялось избирать себе подобную дичь. Добытый в ходе такой великосветской забавы трофей становится свидетельством искусства наездника, вышколенности его лошади и собак, правильного загона дичи, храбрости в схватке с диким зверем.

В ранние годы в трофее ценился прежде всего вес добытых рогов; впоследствии охотников заинтересовало и строение рогов оленя, а во Франции XVI в. была сформирована своя терминология для обозначения видов отростков оленьих рогов и формы короны.

В XVII в. в моду вошли трофеи с «аномалиями» – лесным егерям приказывалось стрелять в неокостеневшие рога (панты), чтобы искусственным образом их деформировать. Такие рога особенно ценились в дворянской среде и были желанным подарком, которым феодалы с удовольствием украшали охотничьи залы своих замков.

Уже в начале XVIII в. стали вырабатываться правила грамотного сохранения трофейных рогов. В своем знаменитом трактате «Совершенный немецкий охотник» («Der vollkommene teutsche Jäger»), первая часть которого была создана в 1719 г., Иоганн Фридрих фон Флеминг писал: «...развитые многоконцевые рога укрепляются на деревянном щите или деревянной оленьей голове, а под ней на пергаментной этикетке записывается в какой день и год и кем сражен был этот зверь, как называется это место, сколько он весил и что примечательного при этом было».

К этому периоду относится и зарождение всемирно известных коллекций охотничьих трофеев, среди которых одной из лучших признана Морицбургская.

Замок Морицбург, построенный по приказу саксонского курфюрста Морица Саксонского как загородное поместье для придворной охоты, был впоследствии перестроен по приказу Августа Сильного и в таком виде сохранился как памятник культуры быта саксонской аристократии XVIII века. Здесь хранится одна из самых великолепных в Европе коллекций фарфора, а собрание рогов трофейных животных, сохранённых, по завету Флеминга, на деревянных щитах и деревянных скульптурах – предмет зависти множества музеев мира.


Охотничий зал замка Морицбург.jpg

Охотничий зал замка Морицбург, Германия